Вся правда о коже

Кожный покровВсе люди под одеждой голые — об этом важно помнить на деловых обедах, экзаменах и публичных выступлениях, дабы снижать градус пафоса. И у всех под одеждой кожа — практически идентичная по строению. Вот о ней и поговорим.

Рождается и умирает

Если ты развлекаешь себя посещени­ем дерматологов и тщательным под­бором косметики, то знаешь, что кожа условно подразделяется на три слоя: эпидермис, дерма и подкож­ная клетчатка. В последнем форми­руются клетки,которые постепен­но движутся наверх, в дерму. Из нее в эпидермис их вытесняет молодежь, образовавшаяся этажом ниже. На­верху клетки погибают в неравной схватке со временем, отшелушива­ясь и, по мнению некоторых ученых, превращаясь в основную составля­ющую домашней пыли. Этот круго­ворот в среднем занимает 28 дней. Чем старше человек, тем процес­сы обновления у него в теле проис­ходят медленнее — и к старости цикл смены кожи может увеличиться до 45-50 дней.

Ощущает

Кожа — один из наших немногочислен­ных органов чувств. С помощью распо­ложенных в ней рецепторов мы можем на ощупь отличить ковер от шелкового платья и стекло от асфальта. Но чувст­вительность на всей поверхности тела у нас далеко не одинаковая. И зависит это не только и не столько от количест­ва рецепторов, сколько от деятельнос­ти нейронов мозга, обрабатывающих информацию.

Самое чувствительное место, как ни странно, язык. Пальцы — на второй по­зиции. Наиболее бесчувственная — спи­на. Однако ситуацию можно изменить.

Например, великий (и негуманный) ученый Майкл Мерцених провел серию экспериментов на обезьянах. Он пере­резал нерв, ведущий от пальцев левой руки животного к мозгу, и конечность перестала осязать. Но исследование се­рого вещества обезьяны, проведенное позже, показало: теперь повышенной чувствительностью у зверя отличалось лицо. Неиспользуемые пространства мозга, ранее принимавшие сигналы от руки, переключились на обработку ин­формации от щек и носа.

В книге “Пластичность мозга” при­ведены и другие примеры эксперимен­тов, которые доказывают: даже если не резать себе нервы, можно повысить чувствительность кожи в любой части тела. Серое вещество способно к само­стоятельному перепрограммированию в зависимости от поставленной задачи. Хочешь обострить ощущения пальцев на руках, чтобы изготавливать тонкие ювелирные украшения, — иди к этой цели каждый день. Увлеченно, сконцентрированно и пусть неловко. Первые шесть месяцев мозг будет сопротив­ляться, а потом (если уж так надо!) на­чнет строить новые нейронные связи.

Даже спину можно сделать очень чувствительным местом, если, например, регулярно ходить на массаж. Чем больше сигналов от нее получает мозг, тем лучше он учится их обрабаты­вать. Всего через полгода ты сможешь понимать, на чем лежишь: на хлопковой простыне, льняной или с примесью синтетики.

Переживает

Кожа не только защищает нас от окру­жающей среды, но и, наоборот, регу­лярно подводит. На ней красноречиво отражаются эмоции, которые хотелось бы скрыть. Мы можем краснеть от сты­да или гнева (некоторые даже идут пят­нами), бледнеть от страха, покрывать­ся мурашками от волнения или холода. Все эти феномены объясняет доистори­ческое прошлое.

Мурашки. Наши агрессивные пред­ки, проживавшие в пещерах, были по­крыты шерстью. И в случае опасности или холода она вставала дыбом. Реф­лекс взъерошиваться почему-то не по­кинул нас вместе с шерстью. Поэтому до сих пор можно наблюдать, как люди покрываются мурашками, например, говоря о чем-то для себя важном: ви­димо, боятся сопротивления в диспуте и запугивают врага гусиной кожей.

Покраснение. Такая же древняя биотехнология, позволяющая подго­товиться к схватке с буйным соплемен­ником или мамонтом. “Покраснение кожи связано с выплеском адренали­на. У человека учащается сердцебиение, усиливается приток крови к мышцам, организм готовится к стрессовой нагрузке”. В современных условиях такая штука может быть реак­цией на, например, унижение: началь­ника, который говорит гадости, хочет­ся убить — и покрасневший гражданин полностью готов к этому.

Бледность. Побледнение кожи связано с выбросом норадреналина. Это бывает при чувстве тревоги, страхе. В данном случае сердечный ритм за­медляется. И не зря: ощущение “сей­час меня побьют” заставляет кровь от­лить подальше от поверхности тела, дабы хозяин потерял ее поменьше в слу­чае травм. От страха можно даже грох­нуться в обморок, чтобы напавший мед­ведь счел тебя мертвым. В современных условиях для некоторых барышень этот прием также актуален: сомлеешь на глазах у преподавателя — и можно без позора отправляться на пересдачу.

Дышит

Косметологи часто говорят о том, что чудо-орган выполняет дыхательную функцию. И это словосочетание слег­ка удивляет. Неужели, если легкие пе­рестанут работать, можно еще как-то протянуть на кожном дыхании? К со­жалению, ничего подобного.

“Действительно, одна из важней­ших задач кожи — дыхание. Толь­ко правильно будет назвать ее термо­регулирующей функцией. Заключает­ся она в способности кожи поглощать и выделять тепло. Усиление тепло­отдачи происходит за счет расшире­ния сосудов по различным причинам (например, повышение температуры окружающей среды), а снижение — со­ответственно, при сужении”.

Очень легко понять, когда наша ге­роиня испытывает проблемы с ды­ханием и не справляется с задачей терморегуляции тела, — это называ­ется тепловой удар. Ты помнишь, что жара — недолгое в наших широтах сча­стье, прыгаешь под солнцем с ракет­кой или мячиком, наслаждаешься жизнью…  А потом ложишься и пони­маешь, что жить стало трудно: на пус­том месте поднимается температура, которая может сопровождаться по­краснением покровов, головной бо­лью, тошнотой. Справишься с этой неприятностью — в тени, с вентиля­тором и прохладной водой — и кожа вновь обретет навык качественно тебя охлаждать.

Сигнализирует о проблемах

Многие традиционные врачи (аюрведы в Индии, мастера акупунктуры в Ки­тае) диагностируют состояние чело­века по его покровам — причем делают это веками и весьма успешно. Западные специалисты на практике также при­знают, что состояние кожи может рас­сказать о многом. Они так и называют нашу героиню — “сигнальный орган”.

Однако есть одно но: западная ме­дицина, в отличие от восточной, — доказательная. Например, многие дерматологи предполагают, что об­ширные высыпания на лбу и вис­ках связаны с некорректной рабо­той желудочно-кишечного тракта. Гастроэнтерологи с ними согласны: действительно,человек с дисбактери­озом или еще какой неприятностью в кишечнике часто покрыт прыщами. Но чтобы доказать связь этих факто­ров, надо взять 1000 человек одного пола, возраста, расы, комплекции — и изучить высыпания и кишечники каждого. И, очень может быть, по ито­гам исследования установят, что эти две вещи и впрямь взаимозависимы. Да, но только у данной целевой груп­пы. Здравомыслие не позволяет уче­ным развлекаться подобным образом. Поэтому взаимосвязь различных кож­ных проявлений с заболеваниями не считается научным фактом. Зато на практике врачи обращают внимание на состояние покровов пациентов с са­мыми разными жалобами на здоровье. Таких “кожных” примет немало. Одни сбываются с большей долей вероятно­сти, другие — с меньшей. Рассмотрим и те и другие.

Возможно, но не факт

Высыпания на подбородке справа и слева у женщин связывают с про­блемами в гинекологии или эндо­кринологии. Если напасть появля­ется в определенный период цикла (например, до, после или во вре­мя менструации), это повод зайти к гинекологу.

Прыщики на щеках или в обла­сти носогубных складок могут со­общать о неполадках в дыхательной системе — от носа до легких.

Обширные высыпания на лбу и висках связывают с пищевари­тельной системой: не только с же­лудком и кишечником, но и с про­блемами в печени или желчном пузыре.
Помни, что подобные проблемы чаще всего возникают из-за неправильного ухода за кожей. Сначала надо наладить уход (очищение, питание, увлажнение).

Скорее всего, факт!

Синеватый оттенок кожи в обла­сти губ и под носом, вероятнее все­го, говорит о проблемах с сердцем или сосудами — в любом случае, кро­воснабжение не на уровне.
Желтоватый цвет лица может свидетельствовать об од­ном нарушении — что-то не так с печенью. Это практически стопроцентный факт.
Потемнение кожи на локтях, под коленями и на других сги­бах называется акантокератодермия и в лучшем случае говорит о метаболическом синдроме (пред шественнике диабета), а в худшем — о диабете 2-го типа.